Культурное наследие

Основными направлениями деятельности парка «Мещера» являются: природоохранная, научная, эколого-просветительская и туристско-рекреационная.


Название Национального парка не случайно. Его территория расположена в границах Мещерской низменности, в так называемой Владимирской, или восточной Мещере.

Слово «мещера» имеет несколько аспектов. С одной стороны, это географическое понятие, обозначающее Мещерскую низменность, которая находится в междуречье Оки и Клязьмы. С другой стороны, «мещера» - финно-угорское племя, соседи муромы и мордвы, жившее в 1-ом тысячелетии н.э. по среднему течению Оки.

Самые первые упоминания о мещере можно встретить у римского историка Корнелия Тацита в его произведении «Германия» (98 г.н.э.). Тацит говорит о соседствующих с венедами (славянами) финнах, которые жили издревле в полунощной Европе, «не имея ни домов, ни коней, ни оружия; питаясь травами, одеваясь кожами звериными, укрываясь от непогод под сплетенными ветвями».

«Повесть временных лет» перечисляет народы, которые отдавали дань Руси, а Никоновская летопись прибавляла к числу данников Руси мещеру. Эти и другие племена поддерживали активные хозяйственные связи со славянами, шла культурно-бытовая мирная ассимиляция.

Основным занятием мещеры были охота, рыболовство и бортничество.

Термин «мещера» переводится Тацитом как «лесные люди». У финнов «metsa» обозначает лес, чаща, «mesi» - мед, нектар, на мордовском диалекте «мешт» обозначает пчела.

Таким ообразом, мещера — племена лесных людей, охотников, бортников, рыбаков, имеющих небольшое хозяйство, маленькие участки земли, домашний скот, умели ткать и изготавливать бронзовые украшения.

В 13 веке мещера упомянута в «Толковой Палее» и других русских летописях.

Археологически существование мещеры подтверждено находками в Егорьевском р-не Московской области(находки с 1870 г., датированные 11-12 веками), в грунтовых могильниках близ Судогды.

Со временем мещера ославянивалась, растворялась в мордве и татарах. Но некоторая ее часть сохранила свою самобытность.

К сожалению, к 17 веку мещерский язык исчез, на рубеже 19-20 веков отличить русских от мещеряков было трудно.

В начале первого тысячелетия нашей эры сюда пришли финно-угорские племена, которые и дали этой местности название Мещера. Начиная с VIII-IX веков, в междуречье Оки и Клязьмы началось расселение славян, принесших свою культуру и язык на эту территорию. Это было мирное проникновение, которое, в конечном счете, привело к их слиянию с коренным населением.

Не смотря на всё этническое и культурное разнообразие племен, населявших мещерский край, их жизнь всегда была тесно связана с реками и озерами, богатыми водоплавающей дичью и рыбой. На местах древних поселений среди первых предметов искусства попадаются объемные фигурки птиц и зверей, вырезанные из камня и кости. Они выполнены настолько искусно, что по ним можно определить вид изображенного животного. К особым находкам можно отнести флейты, сделанные из трубчатой кости птиц.

За время существования в условиях Мещеры человек совершенствовал способы охоты и рыбалки, приспосабливая их под природные особенности территории. Существуют свидетельства о начале одомашнивания диких водоплавающих птиц на рубеже второго-третьего тысячелетий до нашей эры. Уткам подрезали крылья, вынуждая их таким образом оставаться зимовать на озере. Издревле пришел особый способ ловли рыбы на мелководных мещерских озерах с помощью отводных канав и заколов – лабиринтов из заостренных кольев на дне, между которыми ставились ловушки. Большую славу имели столбовские рыбаки с озера Святого. Сохранились сведения о том, что они поставляли огромное количество рыбы в ближайшие крупные города.

Долгое время реки и озера служили самыми удобными и короткими дорогами Мещеры. Для перемещения по ним использовались знаменитые лодки-долбленки, или как их ещё называли однодревки, черные лодки. Искусство их изготовления уходит вглубь тысячелетий. Долбленки, как и прежде, в ходу у местного населения.

Жизнь в краю лесов наложила свой отпечаток на занятия мещерских жителей. Скудные почвы не давали хорошего урожая, поэтому собирательство, бортничество и охота на боровую дичь всегда были в ходу у местного населения. Позже большое развитие получили лесные ремесла. В поисках заработка многие мужчины-ремесленники покидали родные места и становились отходниками. Плотники, столяры, резчики по дереву прославились как настоящие умельцы далеко за пределами Мещеры. Свидетельство их мастерства можно до сих пор увидеть в искусной резьбе, украшающей избы прошлого века.

Искусство обращения с деревом бережно передавалось из поколения в поколение, благодаря чему лесные ремесла дожили и до нашего времени.