IMG_2551 Файл 01722 015_29.07.12 043_06-07.09.14 1s_1110950 1 1s_1110989 1s_1120251 2s_1120004

Мегалиты - уникальные объекты природного туризма

Главная / Культурное наследие / Мегалиты - уникальные объекты природного туризма
Отправить по почте  Отправить на печать  Добавить в избранное

                      Мегалитическая культура древней Мещеры

 

Около 10 тыс. лет назад ледник принёс на территорию современного Мещерского края

100_9654_1.jpg

 валуны с горных острогов Скандинавии и Кольского полуострова. Период в истории человечества продолжительностью около 7 тыс. лет назван «каменным веком». Камни стали частью жизни древних людей, и ледниковые валуны со временем стали объектами поклонения, т.е. священными, объединёнными культурно-исторической традицией. Феномен священных камней в системе дохристианской культуры современными историками и археологами (Платов А.В.) рассматривается  в общем контексте почитания таких камней древнейшими народами, проживавшими на обширной территории Русской равнины. При этом установлена прямая связь языческой мифологии с традиционными магическими представлениями наших пращуров. Следы тех народов, их культуры и верований смогли сохраниться лишь в виде фрагментов «каменной летописи», значительно пострадавшей от более поздних  исторических и природных катаклизмов. Сменяли друг друга века и тысячелетия, происходили «переселения народов», исчезали населявшие эти земли племена, но неизменными оставались только камни – самые стойкие хранители следов исчезнувших эпох. Почитание священных камней, несомненно, уходит в неолит (новый каменный век). В этот период люди освоили технологию резки, шлифовки и сверления камня - уровень обработки камня древними мастерами был очень высок.

Очень немногое из того, что сохранилось от тех архаичных времён до наших дней, составляет одну из самых больших загадок Мещеры. Это мегалитические сооружения, выполнявшие тысячелетия назад священные, культовые и магические функции для контактов наших пращуров с вполне реальными «скрытыми силами Природы». Культ камней являлся важной частью культурного ландшафта, несущего отпечатки живой традиции взаимодействия человека с Природой, идущей из глубины веков.

100_9698.jpg

В настоящее время российскими учёными  накоплены академические знания о памятниках мегалитической культуры – по отдельным валунам и целым мегалитическим сооружениям. Под мегалитическими сооружениями по общепринятому правилу подразумевают «большие камни» или комплексы из них, несущие следы человеческой деятельности: рукотворный характер таких сооружений, нанесённые изображения, ориентация отдельных валунов относительно сторон света или небесных светил. Таким образом, следует говорить не просто об отдельных памятниках времён язычества, но о некой цельной древней культурной и культовой традиции, связанной со священными камнями.

Неолит длился с V до середины II тысячелетия  до н.э. Каменному веку был характерен матриархат. В этот период люди благословляли и почитали Великую Богиню Лосиху, что зафиксировано на одном из мегалитов Мещеры в виде наскального изображения. У почитаемых камней проводились магические обряды перед охотой, рыбной ловлей и т.п. Культура священных камней была одним из важнейших элементов сакральной традиции славян в I тысячелетии н.э. То же самое относится к финно-угорским народам (меря, мордва, мурома, черемисы), предшествовавшим славянам (вятичи, кривичи) или проживавшим позднее  рядом с ними как на территории Мещеры, так и за её пределами.

Материалы археологических исследований объектов мегалитической культуры на территории Русской равнины свидетельствуют о том, что почитаемые в настоящее время или ещё совсем недавно священные камни в древности  являлись центральными элементами мегалитических святилищ. До нас дошло немало письменных источников и этнографических сведений о магической функции почитаемых камней и мегалитических сооружений. Общепринято называть три основные функции памятников мегалитической культуры:

во-первых, многие священные камни в сознании людей связаны с божественными или иными мифологическими персонажами, и, в определённых случаях, следует говорить о том, что данный конкретный камень (валун) «посвящён» тому или иному божеству;

во-вторых, большинство почитаемых камней являлось частью мегалитических сооружений – языческих святилищ, жертвенных капищ;

100_9676.jpg

в-третьих, многие камни и мегалитические комплексы служили в древности совершенно конкретным астрономическим целям, для определения моментов наступления важных в сакральном отношении времени года – солнцестояний и равноденствий по наблюдениям фиксированных точек восхода и захода Солнца.

Из всего многообразия данных о священных камнях и сооружениях на территории Русской равнины составлена подробная типологическая классификация мегалитических памятников:

  1. Отдельные валуны – это почитаемые культовые камни, как изменённые искусственно (следовики, чашечники), так и неизменные;
  2. Мегалитические сооружения – это целые комплексы, сложенные из многих камней или обработанных каменных блоков;
  3. Стоячие камни (менгиры) – это, как правило, обработанные и вертикально установленные камни;
  4. Каменные круги – это класс мегалитических сооружений, объединяющий несколько различных групп памятников – от стоящих по кругу камней до круговых каменных выкладок разнообразных лабиринтов;
  5. Астрономические обсерватории – это мегалиты внушительных размеров или мегалитические сооружения, созданные для астрономических наблюдений в культовых, магических и  хозяйственных целях.

Чтобы отнести ту или иную группу священных камней к определённой исторической эпохе или культуре, необходимо использовать косвенные данные мифологии, лингвистики, сведения геологии, географии, астрономии, а также информацию из  древних литературных памятников и письменных источников.

   Заповедный край Мещерской низменности до недавнего времени не рассматривался в качестве полноценного мегалитического региона, но, тем не менее, культ камней здесь до сих пор сохраняется и при этом имеет свои специфические черты, связанные с природно-географическими особенностями. Широкое распространение здесь получили песчаные гряды, которые в шатурской Мещере называются «гривы», а во владимирской – «острова». Они имеют формы водно-ледниковых равнин с песчано- грядовыми возвышениями, на которых в послеледниковую эпоху возникли  поселения «мещерских первопроходцев». Главные водные артерии Мещеры (Пра, Гусь, Колпь, Бужа, Поль и Поля) стали в далёком прошлом самыми надёжными путями-дорогами, сокращая расстояние между княжествами Древней Руси. Путь между Рязанью, Коломной и Владимиром пролегал также по лесным дорогам от «острова» до «острова», пересекая реки, обходя озёра, минуя болота…

100_9683.jpg

  Кто сказал, что в Мещере нет мегалитов? Да сколько угодно! Нет, конечно же не в заболоченных низинах и марях, а на песчаных гривах. В древнейшие времена из множества собранных в округе камней складывали святилища - места поклонения обожествлённым силам Природы, которые в более поздние времена являлись  капищами языческим богам. Отдельные валуны внушительных размеров сами служили алтарями, их обожествляли, как необычные для этих мест объекты природы, как дары богов. Священные камни являлись уникальной частью культурного ландшафта Мещеры, несущего отпечатки идущей из глубины веков живой традиции взаимодействия человека и Природы. Сформировавшиеся здесь сакральные объекты мегалитической культуры являются во многом сплавом верований и представлений населявших Мещеру финно-угорских народов  и славян. В местах расположения мегалитических святилищ, ритуальных камней и языческих капищ с приходом христианства возводились первые деревянные православные церкви. Однако на территории Мещеры ещё в течение нескольких столетий существовало двоеверие и сохранялись «отголоски язычества», в том числе и в форме поклонения священным камням.

 

  Экспедиционные поиски Содружества «Геошушмор»

     На территории Национального парка «Мещёра» находятся удивительные по своей

znachok_1_.jpg

 неповторимости объекты мегалитической культуры, до недавнего времени совершенно неизвестные учёным-исследователям мегалитов Русской равнины. В процессе самодеятельных экспедиционных поисков возникло тесное взаимодействие группы энтузиастов Содружества исследователей Мещерского края «Геошушмор»    (к.т.н. Барсков Д. П.) со специалистами Российского НИИ культурного и природного наследия имени Д.С. Лихачёва (к.г.н. Бронникова В.К.), института Археологии РАН (Сидоров В.В.), Национального парка «Мещёра» (Дроздова З.Н.), Историко-художественного музея города Гусь-Хрустальный (Скулов Н.И.) по изучению обнаруженных на территории парка мегалитов и валунов. Всего участниками Содружества «Геошушмор» (земля Шушмора) в ходе экспедиций 2008-2012 годов по Мещере на сопредельных территориях Владимирской, Московской и Рязанской областей  открыты и исследованы десятки каменных объектов,  которые можно отнести к категории уникальных памятников истории и археологии. К их числу относятся отдельные почитаемые камни (следовики, чашечники, межевые и пограничные валуны), каменные святилища и фрагменты языческих капищ (мегалиты с петроглифами, мегалитические сооружения).  Все они с полным правом могут быть отнесены к объектам природного и культурного наследия. Основной целью поисков являлось определение местонахождения загадочной каменной

100_9667.jpg

Участники экспедиции: Кулин А.Н., Желтухин В.Н.,

 Барсков Д.П.,Песцов В.И., Глуховский В.И.

 полусферы в таинственной зоне «Шушмор». До недавнего времени бытовало расхожее мнение, что в этом краю гибельных болот и непролазных лесных дебрей в принципе не может быть никаких мегалитических сооружений, тем более подобных тому, о котором ещё в середине прошлого столетия поведал известному шатурскому краеведу Н. Н. Акимову здешний старожил и знаток местных урочищ. Речь идёт о том самом кургане  (полусфере)  диаметром в шесть метров и высотой три метра, сложенном из камней в таинственном урочище - загадочном Шушморе, который уже на протяжении последних десяти-пятнадцати лет безуспешно пытаются отыскать отдельные группы энтузиастов-романтиков.

    Мещера по своему географическому расположению в глубокой древности находилась в некоторой изоляции от центров славянской культуры Северо-Восточной и Южной Руси, поэтому на её территории сохранился   «реликтовый оазис» языков некогда проживавших здесь народов. Бескрайние лесные массивы, обширные болота, бесчисленные реки и озёра, чудом сохранившийся практически нетронутым от разрушительной хозяйственной деятельности ареал флоры и фауны зафиксировали и донесли до нашего времени область размещения древних географических названий. Некоторые палеотопонимы Мещеры можно объяснить с позиции финно-угорской языковой группы. Мещерские гидронимы с окончанием ур, ор или ул, как правило, связаны с водой, рекой, озером или дождём: Винчур, Дандур, Мокшур,Нинор,Нуксор, Сентур, Шестор, Чащур – это всё притоки рек Гусь и Поля (Цепков А.И.).

5.jpg
Барсков Д.П.

  Отдельным «завораживающим» словом является название заповедной мещерской речки Шушмор, давшей наименование известной далеко за её пределами аномальной зоне «Шушмор».  Эта зона располагается на сопредельных территориях  Гусь-Хрустального и Собинского  районов Владимирской области вблизи границы с Шатурским районом Московской области. На севере граница зоны проходит по линии расположения деревень Большие и Малые Острова – Шувалиха, Пушнино; на востоке –это  река Бужа и Волчьи Болота; на западе – Бакшеевские болота и торфяные карьеры; на юге границей являются речка Вьюница,  урочища «Бибики» и  «Городок».

  

a.n._kulin_i__istorik_v.a._dubrovin.jpg
госинспектор Кулин А.Н. и историк Дубровин В.А.

Первая экспедиция Содружества «Геошушмор» (2008) осуществляла поиск мегалитов в районе условного географического треугольника – деревни Турово, Большие и Малые Острова Собинского района. Среди множества обнаруженных  скоплений камней уникальным объектом этого глухого уголка  Мещеры  является мегалит «Судьбина» в форме призмы с тремя обработанными гранями и внушительными размерами (длина 2,2 м; ширина 1,0 м; высота 0,9 м). По результатам лабораторного анализа отобранного образца установлено, что мегалит «Судьбина» представляет собой полевой шпат малинового цвета и является алюмосиликатом. На территории России  подобные полевые шпаты  наиболее часто встречаются на Кольском полуострове и в Карелии, а за границей – в Скандинавии, что подтверждает «ледниковое происхождение» этого мегалита. Отличительными признаками камня  «Судьбина» являются три гладкие (отшлифованные) грани с острыми рёбрами, расположенными под прямыми углами, а также наскальные рисунки, среди которых  древним художником отчётливо изображена «Голова лосихи». Это свидетельствует о «рукотворном» периоде в истории этого мегалита, который, по-видимому, был центральным элементом (менгиром) кругового мегалитического сооружения. В пользу этой версии свидетельствует другой камень внушительных размеров, который расположен в 50 метрах южнее «Судьбины» и подобно айсбергу основная его часть находится под землей…

Мегалиты урочища «Шушмор» 

verhove_r._shushmor.jpg

Исток р. Шушмор

Это загадочное урочище расположено в бассейне речки Шушмор, которая берёт своё начало в Волчьих Болотах, протекает по труднопроходимым местам с заболоченной поймой и впадает во Вьюницу на самой границе с Бакшеевскими болотами. Как правило, современное население Мещеры не способно достоверно объяснить происхождение и смысловое значение названий местных урочищ и подавляющего большинства  географических объектов. Все эти топонимы «затуманены» далью веков, но при тщательном анализе древних языков можно «прочитать» их смысловое значение. Если через современный русский язык невозможно выявить смысл загадочного слова, то его основы следует искать в двух близкородственных языках: санскритском и(или) древнерусском. На санскритском «шуш» означает «шесть».Вторая основа «мор» в пояснениях не нуждается: и в давние времена, и в наши дни она означает «мор, гибель, смерть».Итак, «шестисмертие».  Для глухой болотистой местности такое название более чем уместно (Чистяков Н.Д.).

01_plan_urochishche_shushmor.jpg
План урочища "Шушмор"

По результатам разведочной экспедиции (2009)  в поисковую зону «Шушмор» в ходе  4-х пеших маршрутов общей протяжённостью около сорока километров было установлено следующее:

- исток речки Шушмор находится в западной части урочища «Волчьи Болота» с координатами: СШ 55 град 43 мин 18,1 сек; ВД 40 град 10 мин 21,4 сек; Волчьи болота являются водоразделом между стоками рек Поль (течёт на юг) и Поля (течёт на север); речка Шушмор течёт с востока на запад (в противоположном направлению течения рек Ока и  Клязьма);

- на территории урочища «Волчьи Болота» и в верховьях речки Шушмор валунов и мегалитов не обнаружено;

100_3710.jpg
Волчьи болота

- на правобережье среднего течения речки Шушмор с помощью проводников из числа работников НП «Мещёра» (Желтухин В.Н.) зарегистрировано скопление  более 10 отдельно расположенных валунов и больших камней.

Скопление камней и валунов в урочище «Шушмор» свидетельствовало в пользу дальнейшего продолжения интенсивных поисков загадочной каменной полусферы в  этом районе.

 Согласно программы дальнейших поисковых и научно-исследовательских работ экспедиции (2010), утверждённой руководством НП «Мещёра», в сопровождении работников парка были осуществлены  маршруты по территориям урочищ «Шушмор», «Гущина Стража»,  «Роговская Стража», «Бибики». По результатам поисковых исследований  4-х пеших и автомобильных маршрутов общей протяжённостью около ста  километров было установлено следующее:

d.p._barskov_u_megalitov_strazhi_meshch_ri.jpg
Д.П. Барсков у мегалитов "Стражи Мещёры"

- урочище «Шушмор» расположено в квартале 39 Октябрьского лесничества в бассейне  среднего течения речки Шушмор; место пересечения дороги «Бам» русла речки определяется координатами: СШ 55 град 42 мин 57,0 сек; ВД 40 град 05 мин 89,8 сек;

- центром урочища «Шушмор»  является песчаный бугор (остров) слева от насыпной дороги «Бам» (пос. Уршельский – дер. Шувалиха), на краю которой находится родник, в районе ответвления старой лесной дороги  в урочище «Гущина Стража» с координатами: СШ 55 град 42 мин 43,0 сек; ВД 40 град 05 мин 38,0 сек;

- вдоль лесных дорог, опаясывающих песчаный бугор,  сосредоточено более десяти  камней, валунов и мегалитов; самыми крупными среди них являются  валуны «Каравай», «Слоёный пирог», «Полосатик» (чашечник), а также  мегалиты «Глыба», «Брат»  и  «Шушмор»;

- вдоль дороги на «Гущину Стражу» зарегистрированы и нанесены на план-схему четыре валуна-мегалита, которые являются межевыми знаками или дорожными указателями;

megalit_brat2.jpg
Мегалит "Брат-2"

- все зафиксированные валуны и мегалиты расположены по обочинам сохранившихся фрагментов древних дорог, пересекающихся в  урочище «Шушмор»: Рязань – Ростов Великий и Коломна – Владимир (от села Власово на старой «Владимирской дороге» через  «Крестов Брод» на реке Воймеге – правом притоке  реки Поля).

         Таким образом, в поисковой зоне «Шушмор» и окрестных урочищах до сих пор сохраняются следы  давно ушедших времён в виде сильно пострадавшей от природных и исторических катаклизмов  «каменной летописи Мещеры», являющейся прямым отголоском самобытной культуры легендарной Гипербореи – первоосновы «Славянской цивилизации». В процессе научных экспедиций (Дёмин В.Н.) на Кольском полуострове её участникам удалось сделать удивительные открытия – пирамиды высотой в несколько десятков метров из грунта и валунов конусообразной формы с внутренними полостями. Их функциональное назначение – довольно точные обсерватории, позволяющие следить за звёздным небом. Возраст этой загадочной обсерватории – десять тысяч лет, то есть в два раза старше египетских пирамид!

         Следует предполагать, что таинственная каменная полусфера являет собой древнейшую пирамиду – обсерваторию, утратившую за прошедшие тысячелетия свою первоначальную геометрическую форму и превратившаяся из  «конуса» в «полусферу». Для подтверждения этой весьма смелой гипотезы, выдвинутой участниками Содружества исследователей Мещерского края «Геошушмор», экспедиционные поиски загадочного объекта необходимо продолжить с привлечением материальных и людских ресурсов НП «Мещёра».

                              Аномальность зоны «Шушмор»

 

        

megalit_gliba.jpg

Мегалит "Глыба"

Аномальность зоны «Шушмор»  характеризуется  повышенным  фоном напряжённости магнитного поля Земли, который по результатам магнитометрического контроля  превышает естественный фон на 20% - 25%. Во время проведения экспедиции 2 мая 2010 года в урочище «Шушмор»  с 23.30 до 24.00 её участниками было визуально зафиксировано свечение атмосферы над поймой речки Шушмор, которое сопровождалось  амплитудными всплесками напряжённости магнитного поля Земли с превышением естественного фона в 1,5 – 2,0  раз.

          Участниками  Содружества «Геошушмор» в процессе экспедиционных поисков 2009 – 2010 годов удалось также зафиксировать необычные явления, которые косвенно свидетельствуют об аномальности происходящих в зоне «Шушмор» процессов.

 Во-первых, это грозовые разряды типа «молний Кататумбо», которые восемь раз подряд с короткими интервалами в несколько секунд появлялись в направлении одного и того же места перед самым началом штормовой грозы вечером 13 июня 2009 года. Эти молнии представляли собой низколетящие «пульсирующие светящиеся электрические вспышки». Наблюдаемый из базового лагеря несколькими участниками экспедиции   феномен (Барсков Д.П.,  Гончаров Ю. В. и др.) появлялся в направлении урочища  «Волчьи Болота» к истоку речки Шушмор. Зарождались молнии не в облаках,

megalit_shushmor.jpg
Мегалит "Шушмор"

а гораздо ниже – как бы над макушками деревьев соседнего леса. При этом молнии шли к земле не как обычно,зигзагом, а строго по крутой траектории, почти по вертикали. Силы молний едва хватало на то, чтобы лишь слабо освещать близкие к ней низколетящие грозовые облака, то есть зарождение вспышек происходило на расстоянии не более одного километра от базового лагеря экспедиции.

Во-вторых, возвращаясь в базовый лагерь после изнурительных в жару  многокилометровых маршрутов по непролазным лесным дебрям и Волчьим болотам,  участники экспедиции очень быстро восстанавливали свои силы. У одних участников по наблюдению экспедиционного врача (Гончаров Ю.В.) стабилизировалось кровяное давление, у других – перестали ощущаться головные боли и  «свист» в ушах, который они испытывали ещё в период домашних сборов в экспедицию.

             Скорее всего, урочище «Шушмор» по древним правилам сакрализации пространства может оказаться настолько сбалансированной зоной для «чистой энергии», что, в свою очередь, в плане практического его использования может открывать в будущем уникальные возможности  своей территории для бальнеологического (курортного) лечения пациентов. В частности, опять же таких заболеваний, как гипертоническая болезнь и сердечно-сосудистая недостаточность (Гончаров Ю.В.).     

Мегалитический комплекс в  урочище «Роговская Стража»

 

100_9671.jpg

Значительный интерес для дальнейших историко-археологических исследований представляет собой мегалитический комплекс в урочище «Роговская Стража», исследованный в ходе экспедиций Содружества «Геошушмор» (2010; 2012). Комплекс занимает значительную часть территории урочища, на месте которого до середины  XX века располагалась лесная сторожка (в старину их называли «стражи» по фамилии тех лесничих-егерей, которые в них жили вместе с семьями). Роговская стража (сторожка) находилась возле развилки древней дороги из Рязани на Владимир и Новгород Великий. В полукилометре севернее, за ручьём, дорога раздваивалась («налево пойдешь…», «направо пойдешь…») и уходила одна –  к селу Тихоново и далее через урочище «Шушмор» шла на Осовец и Ростов Великий, а другая – к селу Эрлекс и на Владимир.

02_plan_raspolozheniya_valunov_zapolskoe_svyatilishche.jpg
План расположения валунов "Запольского святилища"

В состав комплекса входит центральный элемент мегалитического сооружения из четырех мощных валунов чёрного гранита, расположенных по углам квадрата, а к югу от него – целая россыпь камней (в том числе огромных) чёрного гранита и розовато-серого очень плотного кварцевого песчаника или полевого шпата. Они расположены на холме – дюне, но возможно на песчаной гриве с высотной отметкой  приблизительно 140 м в сосновых посадках 60-летнего возраста. К северу от холма в низине произрастают берёзы-долгожители с диаметром ствола 140-145 см, окаймляющие луговую поляну. Возможно, что этот холм представляет курганное захоронение, поэтому необходимы археологические исследования местности.

19.jpg
Камень-чашечник

Камни и валуны этого  мегалитического комплекса получили авторское название «Запольское святилище», поскольку он расположен в трёх километрах восточнее  реки Поль. Географические координаты уникального комплекса: СШ 55 град 31 мин 10,0 сек; ВД 40 град 16 мин 10,0 сек.

Мегалиты центрального элемента сооружения, состоящего из 4-х валунов, являют собой бесспорный аналог святилища-протохрама. В этом качестве выступает  дольменная структура, которую фиксируют четыре угла всей конструкции – не хватает лишь накрывающей плиты (требища). По-видимому, каменная плита была утрачена в более поздние времена (её могли разбить на куски для строительных целей). В верхней части всех 4-х мегалитов центрального элемента сохранились искусственно выполненные уступы для опоры накрывающей плиты (реконструкцию мегалитического сооружения выполнил художник Валентин Барсков). Каменные сооружения центрального элемента святилища вполне правомерно назвать «дольменом».

petroglif_golova_losya.jpg
Валун с петроглифом "Голова лося"

Конечно, он лишь некий отголосок северокавказских дольменов с их идеальной подгонкой каменных опор и плит друг к другу. Мегалиты «Запольского святилища» напоминают скорее аналоги  «белозерских» дольменов (Вологодская область), у которых горизонтальная плита свободно лежит на  камнях опорах произвольной формы (ведь в отличие от предгорий Кавказа в пределах Русской равнины несравненно меньший выбор камней).

Валуны покрыты несколькими видами лишайников. Наиболее обилен вид Lepraria incana, покрывающий сплошным голубовато-сизоватым

rekonstruktsiya_petroglifa.jpg

налётом нижние части камней. Этот вид обычно растёт в основаниях стволов деревьев, то есть перешёл с них на камни. Другие виды менее обильны. При этом некоторые из них также перешли с коры деревьев, другие – типичные эпилиты, то есть исконные обитатели камней. 4 – 5 видов лишайников являются новыми для НП «Мещера», но для уточнения видовой принадлежности некоторых лишайников их в дальнейшем будет необходимо изучить в лаборатории. В целом можно с уверенностью утверждать, что камни лежат именно в таком положении очень давно. Во- первых, по обилию лишайников, во-вторых, по слою гумуса, который успел образоваться на их поверхности и покрыться мхами. Если на них и лежала какая-то плита, то она исчезла очень давно, иначе ничего бы не успело вырасти. Валуны, включая и лежащие в округе, разного породного состава, как минимум трёх пород, то есть были свезены сюда из разных мест (Жданов И.С.). 

zapolskoe_svyatilishche_dolmennogo_tipa._rekonstruktsiya_hudozhnika_v.d._barskova.jpg

"Запольское святилище" долменного типа (реконструкция

члена экспедиции, художника В.Д.Барскова)

Дохристианское происхождение мегалитического комплекса «Запольское святилище» не вызывает сомнений. В дальнейшем, как обычно,  произошло соединение  древних верований и их более поздних истолкований в виде языческого капища. Как известно, вариантов святилищ и капищ существует множество, хотя принцип везде соблюдался один – круг. Сооружались они на холмах, у  ручьёв,  по берегам рек на выдающихся мысах, на пересечении дорог и  т.д. Одно из подобных капищ могло возникнуть на территории мегалитического сооружения «Запольское святилище». Конечно, здесь нет явно выраженного круга из камней – они разбросаны окрест или навсегда утрачены. Но то, что сохранилось и дошло до наших дней, благодаря тому, что древняя дорога перестала полноправно функционировать ещё столетие назад, а новые автострады пролегли вдалеке от этих мест, является уникальным памятником древней культуры на территории НП «Мещёра».

100_1720.jpg

Мегалит с плоским основанием

Конечно, этот уникальный объект станет предметом неустанного интереса археологов-исследователей, поисковиков-краеведов и участников природного туризма. Необходимо проведение минералогической экспертизы, выборочных раскопок.

Весьма интересными представляются камни с выбитыми в них «чашками». Известно, что культы камней-следовиков  и камней-чашечников сосуществовали в мегалитической культуре рядом (или параллельно). Камни-чашечники представляют собой камни с небольшими, как правило,

megalit_sudbina.jpg

диаметром или длиной несколько сантиметров  чашеобразными углублениями.

 Как геометрия «чашек»,  так и их количество могут быть очень различны. Известны камни с «чашками», имеющие строго цилиндрическую форму, и с «чашками», представляющими собой неглубокие лунки, словно вдавленные пальцем (такие камни иногда называют «перстовиками»). Количество же «чашек» на камне может меняться от одной-двух до сотни и даже более (Платов А.В.).

В археологическом отношении камни-чашечники чаще всего привязаны к погребальным сооружениям. Достоверно установлено, что в глубокой древности многие «чашечники»

rekonstruktsiya_kromleh._hudozhnik_v.d._barskov.jpg
Мегалитический комплекс (реконструкция В.Д.Барсков)

 служили «жертвенниками». Встречаются камни-чашечники в составе мегалитических святилищ того или иного типа, то есть они являются частью культовых комплексов.

Углубления в священных камнях (соответственно «чашечники» и «следовики») могут быть как рукотворными, так и вполне естественного происхождения. Зачастую достоверно выяснить это не удается. Камни-следовики и камни-чашечники связаны в сакральной Традиции с лечебной магией: дождевая вода,

megalit_chashechnik_polosatik.jpg
Мегалит-чашечник "Полосатик"

собирающаяся в углублениях, почиталась целительной… И со «следовиками», и с «чашечниками» часто связаны легенды, в которых действуют либо «нечистая сила» (например, «Чертов след», «Чертов камень»), либо, напротив, персонажи божественные («Перунов камень», «Божий камень»). Ученые предполагают, что культы чашечных камней занимали важное место в структуре практически любого традиционного ритуала – акта принесения жертвы. Известно, что в индоевропейской Традиции, в которой камень имеет такое большое сакральное значение, в качестве жертвенника выступает именно камень, чаще всего плоский мегалит (алтарь).

Как правило, такая каменная плита представляет собой своего рода алтарь или жертвенник, в «чашу» которого возливалась или возлагалась жертва (мёд, пиво, кровь; мясо, сельхозпродукты или «дары леса» и др.).

 

      Основные результаты и перспективы дальнейших исследований

1.Изучение священных и культовых камней на территории Национального парка «Мещёра» ещё не имеет своей истории. До недавнего времени имелись лишь отрывочные сведения о ландшафтных скоплениях валунов или отдельных почитаемых камнях. При этом никак не учитывалось своеобразие ландшафтов Мещеры, в которых складывались вековые традиции почитания культовых камней и происходило формирование мегалитической культуры данного географического района.

 

100_9690.jpg

Мещёрский "Синь-камень"

2.В составе мегалитического комплекса «Запольское святилище»,  в урочище «Шушмор» и вдоль дороги на «Гущину Стражу» сосредоточены россыпи достаточно больших необработанных камней.  Наряду с установленным  назначением «Запольского святилища», следует также предполагать, что в качестве культовых объектов использовались  камни как с естественными углублениями (валун «Полосатик» в урочище «Шушмор»), так и с  углублениями, выбитыми искусственно (придорожный валун на «Гущину Стражу», валун «Запольского святилища»). В качестве жертвенника вполне мог использоваться мегалит «Брат» с плоской наклонной поверхностью, обращённой к северу (урочище «Шушмор»).

3.Безусловно, все обнаруженные на территории НП «Мещёра» камни-чашечники требуют специального исследования для научного подтверждения их назначения. Это в равной мере относится и к остальным найденным мегалитам. Каменное сооружение центрального элемента святилища (дольмен) относится к числу уникальных объектов мегалитической культуры на территории  НП «Мещёра» и уже стал предметом неустанного интереса археологов-исследователей и поисковиков-краеведов. Необходимо проведение минерологической экспертизы, выборочных раскопок. Следует обеспечить сохранность этого уникального объекта и безотлагательно на основании  Федерального закона о памятниках археологии следует перевести  мегалитический комплекс «Запольское святилище» в категорию «Достопримечательное место».

4.К числу объектов мегалитической культуры следует отнести валуны на окраине деревни

megalit_karavay.jpg
Мегалит "Каравай"

 Заболотье, скопление камней неподалеку от деревни  Саввинская и «Часлицкие мегалиты»  в деревне Часлицы (родовой памятник возле усадьбы М.С. Анисимова). К этим объектам также могут быть проложены маршруты «природного туризма».

5.Настоятельно необходимо разработать географическую карту старинных дорог на территории НП «Мещёра». Такая карта может помочь исследователям выявить потенциальные места обитания людей древнейшей мегалитической культуры и одновременно выявить сакральные закономерности при изучении структуры  обнаруженных мегалитических святилищ. Эта карта (назовём её «дорожной») поможет разобраться с археологическими загадками на территории парка и позволит заложить подлинно научную основу под изучение «странно расположенных» и «ни на что не похожих» мегалитов и  мегалитических сооружений.  «Дорожная» карта послужит для более точной прокладки  маршрутов  к объектам «природного туризма», а также  создания туристических баз и оздоровительных центров в будущем.

6. Следует продолжить мониторинг  (долговременные наблюдения) за изменениями напряжённости магнитного поля Земли в аномальной зоне «Шушмор» с тем, чтобы установить места «Силы». Как известно, именно так называются сакральные  места поклонения силам Природы, именно там сооружались в незапамятные времена мегалитические комплексы. Наши пращуры в местах геогектогенных зон (разломов земной коры)  стремились использовать «Силу» Земли себе во благо. Древние правила сакрализации пространства в местах  нахождения мегалитических комплексов  современными учёными применительно к «священным ареалам» Мещеры могут  трактоваться следующим образом:

- здесь сама Природа энергию Янь (мужская сила холмов – грив и островов) уравновешивает энергией Инь ( женская сила болотистых низин и долин), что само по себе может рождать чистую энергию.

   7.Потребуется приложить ещё немало усилий для дальнейшего мониторинга и определения на территории  Национального парка «Мещёра» наиболее благоприятных мест для природного туризма и нахождения здесь людей в определённые сезоны и при конкретных погодных условиях.