IMG_2551 Файл 01722 015_29.07.12 043_06-07.09.14 1s_1110950 1 1s_1110989 1s_1120251 2s_1120004

Памятники культуры

Главная / Культурное наследие / Памятники культуры
Отправить по почте  Отправить на печать  Добавить в избранное

Храм Илии Пророка

(с. Палищи)

img_2084.jpgХрам Пророка Илии в с.Палищи был впервые упомянут в писцовых книгах В. Кропоткина за 1637-1648 гг., как деревянная рубленая церковь. В 1779 году погост Палищи был отчислен от Владимирской к Рязанской епархии, и был отнесен к Рязанской губернии.

В 1818 году на деньги купцов и сельской общины было начато строительство каменного храма  с колокольней с приделами Богоявления и Покрова Божией Матери, которое продолжалось до 1853 года. Главный храм с приделом в честь Илии пророка , построенный в 1843 году,был холодным, неотапливаемым. Росписи в нем были сделаны при Иоанне Петровиче Покровском с использованием альбомов известного русского художника В.М. Васнецова  В 1878 году купцом Павлом Зайцевым при церкви была построена церковно — приходская школа. В 1879-83гг в храме происходили строительные работы с целью устроения новых иконостасов, росписи стен, установки отопительных печей, сделавших храм теплым.

tserkov_ili_proroka_v_derevne_palishchi.jpg

Колокольня храма была построена в 1852 году. Колокола располагались на трех ярусах колокольни. Самый большой колокол первого яруса весил 825 пудов. На втором ярусе были набатный и пурговой колокола, пурговой использовался во время пурги, чтобы путники на торговом тракте не сбились с пути. Весил он 365 пудов.

Церковь в Палищах не закрывалась, несмотря на репрессии и гонения советского периода. Исключением были 3 недели в октябре 1937 года, когда был арестован и расстрелян священник отец Василий ( Процеров).

 

Церковь Святой Троицы

 (с. Эрлекс)

mon3.jpgНезабываемое впечатление производит эта церковь на людей. Для того, кто впервые в здешних краях, вид возвышающейся, словно белая свеча колокольни, средь густых мещёрских лесов, вселяет благоговейный трепет.  Будто сам Всевышний своей всемогущей силой возвёл её там, где, казалось, не ступала нога человека.

Первое упоминание о погосте Эрлекс (слово погост означает «селение с кладбищем») в Патриарших книгах датируется  1676 годом, в связи со строительством храма — церкви во имя Святого Николая Чудотворца. Каменный же храм строился с 1825 по 1868 гг. и был освещен в честь Святой Троицы. Этот факт протяжённого по времени строительства отразился на архитектуре церкви. Начав строительствоimg_1590.jpg во вкусе позднего классицизма с его монументальностью и простотой, здание было закончено во вкусах ложно-византийского стиля,  отчего к типичной для позднего классицизма крупномасштабной однокупольной постройке прибавились четыре малых купола и величественная пятиярусная колокольня, обильно украшенная кирпичным декором.

Храм расписывался художниками московской Академии художеств, мастерами Мстеры, Палеха и местными умельцами. Стены, арки и перекрытия всех помещений церкви расписаны во 2-ой половине XIX века в поздне- академической стилизаторской манере. Лишь несколько икон первого яруса главного иконостаса выполнены в конце XIX в. Настенная живопись сохраняется и ныне. В целом убранство Троицкой церкви с. Эрлекс представляет img_2065.jpgсобой большую художественную и историческую ценность.

 В настоящее время храм действующий. Знакомство с ним входит в экскурсионную программу, которая включает так же и  ознакомительный экскурс в  историю села Эрлекс, архитектурой и внутренним убранством храма.

         

 

 

Храм Воздвижения Креста Господня

 (с. Нарма)

mon5.jpgПогост Нарма имеет древнюю историю. Согласно повестям и былинам Хаджи Рахима, рязанский богатырь Евпатий Коловрат со своей дружиной сражался с татаро-монголами (1242 г. - первое нашествие Батыя) в наших краях и был захоронен возле мещёрских дорог.

В русских документах храм в с. Нарма впервые упоминается как погост в XVII веке. img_2011.jpgПервоначально он строился как деревянный в честь Николая Чудотворца. Каменный храм начал воздвигаться в 1880 г. В 1888 г. были освещены престолы в честь Воздвижения Креста Господня и Святителя Николая, также сохранилась мозаика второй половины XIX века. В 1936 г. здесь служил протоиерей Петр Чельцов, в 2000 г. причисленный к сонму русских святых. В настоящее время храм недействующий, но настенная роспись частично сохранена.

 

Памятник пленным венграм

(д. Будевичи)

В 1943 г. лагерь военнопленных из г. Можайска был переведён во Владимирскуюp5270006.jpg область. На территории Национального парка «Мещёра» действовал Мезиновский лагерь, в котором пребывало 50 чел, в основном венгры (румыны составляли ¼ часть всех пленных). Жили военнопленные в д. Будевичи, работали на торфоразработках до 1949 г.

Свидетельством этой страницы нашей истории является памятник пленным венграм, установленный в д. Будевичи. Особый интерес этот объект представляет для иностранных туристов.

 

Другие памятники истории.

  1. По территории парка проходил сухопутный Рязанский тракт, соединявший Рязань и Владимир. От тракта сохранились остатки старинного моста через р. Поль. Этот объект включён как обязательный элемент показа в ряд туристических маршрутов парка.
  2. В с. Спудни сохранился дом, в котором родился и вырос герой Советского Союза Иван Николаевич Калабушкин.
  3. Есть в Национальном парке «Мещёра» места, связанные с жизнью и творчеством великого писателя (Нобелевского лауреата) и правозащитника А.И. Солженицина. В 1956 году именно Гусь-Хрустальный район стал той тихой гаванью о которой он мечтал долгие годы казахской ссылки. Тот год, который Александр Исаевич провёл в пос. Мезиновский (станция «Торфопродукт»), работая скромным школьным учителем, не только оставил яркий след в творчестве писателя, но и отразился на жизни последующих поколений наших земляков. Рассказ «Матрёнин двор» написан с хозяйки дома Матрёны Васильевны Захаровой из с. Мильцево.